Как осуществляется физический контроль?
В защиту физического контроля: последнее прибежище родителя
Что такое физический контроль и как он осуществляется? Физический контроль в том виде, как он представлен здесь, является ненасильственным методом прекращения плохого поведения: он не позволяет такому поведению Продолжаться. Не надо путать его с поркой, шлепаньем или каким-либо наказанием, причиняющим боль ребенку!
Когда родители должны применять физический контроль?
Представьте себе демаркационную линию, которая разделяет такие два типа поведения:
1. плохое поведение, которое прекращается без необходимости физического сдерживания;
2. плохое поведение, которое прекращается только после того, как вы утвердите свой физический контроль.
Что является для родителей знаком, что поведение перешло всякие границы?
Если ваши дети плохо себя ведут и отказываются уходить на тайм-аут, значит, их поведение перешло границы. Если они не слушаются, когда вы требуете прекратить жестокое, разрушительное или опасное для них или других поведение, тогда оно тоже выходит за приемлемые рамки. В таких ситуациях детям требуется помощь в восстановлении утраченного контроля над собой.
Когда поведение ребенка переходит все границы
Упрямые дети чаще всего доводят ситуацию до такого предела. Хороший пример - семилетняя Джилл. Ее мать приехала в мой офис совершенно убитая. Много лет она отступала перед вызывающим и неуважительным поведением дочери. Мать надеялась, что это всего лишь преходящая фаза, которая со временем закончится, но Джилл только все больше и больше наглела. Их конфликты приближались к тому, чего мать Джилл боялась больше всего - к физическому противостоянию.
Джилл интуитивно чувствовала, что мать боится физической конфронтации, и использовала это как угрозу, чтобы запугать мать и заставить ее уступить. И это срабатывало! Младший брат Джилл уже начинал перенимать ту же тактику.
Мы заполнили профили темперамента на каждого члена семьи, а затем исследовали ее принципы установления границ. Как я и ожидал, профиль Джилл продемонстрировал упрямого ребенка, реактивного и впечатлительного. Ее тихая и вежливая мать, напротив, была покладиста и снисходительна. Мы обсудили это неудачное сочетание и поговорили о том, что мать Джилл может сделать, чтобы улучшить положение. Она была готова осваивать новые навыки.
Я показал ей, как составить с помощью слов ясное сообщение и как использовать «проверку слуха», чтобы избежать прежней рутины повторений и напоминаний. Кроме этого Джилл требовались «стены», чтобы направить ее исследовательскую работу в нужное русло и прекратить плохое поведение. Я познакомил мать с процедурой тайм-аута и объяснил, как она работает.
Оставался один важный шаг. Мать Джилл надо было подготовить к тому, чтобы справиться с неизбежным противостоянием, которое должно было произойти, когда Джилл ответила бы на распоряжение матери о тайм-ауте: «Ты не можешь меня заставить!» Мы обсудили физическое сдерживание и то, как его применять. Мать Джилл была готова отнести дочь в комнату, если потребуется.
Как осуществляется физический контроль?
Конфронтация произошла на следующий же день после уроков. Джилл пришла домой в новой одежде, которую получила в подарок от бабушки и дедушки.
- Пойду на улицу, поиграю, - объявила Джилл.
- Не в этой одежде, - ответила мать. - Ты должна переодеться в одежду для улицы.
- Да ладно тебе, мам! - возмутилась Джилл. Мать не уступала.
- Ты знаешь правило, Джилл, - спокойно произнесла она. - Школьная одежда - для школы, а уличная - для улицы.
Джилл проигнорировала слова матери и направилась к двери.
Мать использовала «проверку слуха»:
- Ты поняла, что я просила тебя сделать? - поинтересовалась она.
Джилл остановилась, уперла руки в бока и дерзко уставилась на мать.
- Ненавижу тебя и твои идиотские правила! - взорвалась она. - Я не собираюсь переодеваться, и ты меня не заставишь!
Она попыталась прорваться к двери, но мать ее не пустила.
- Похоже, тебе надо немного побыть в тишине наедине с собой, - сказала она. - Я заведу таймер на десять минут.
- Можешь заводить его хоть на два часа, мне плевать! - с вызовом прокричала Джилл. - Я никуда не пойду, и ты меня не заставишь!
К изумлению Джилл, мать подхватила ее на руки и отнесла в ее спальню. Джилл вопила и вырывалась всю дорогу.
Когда они оказались на месте, мать усадила Джилл на кровать. Джилл метнулась к двери. Поймав ее за руку, мать сказала:
- Ты можешь выйти отсюда через десять минут или через столько, сколько тебе понадобится, чтобы взять себя в руки.
Джилл опять принялась вопить. Как только мать ступила за порог, она снова кинулась к двери.
- Я буду держать дверь закрытой полные десять минут или столько, сколько понадобится, чтобы ты взяла себя в руки, - повторила мать.
Джилл выкрикивала оскорбления и дерзости еще двадцать минут, время от времени проверяя дверь, чтобы выяснить, по-прежнему ли мать держит ее запертой. Оказалось - по-прежнему. Через пять минут после того, как в комнате установилась тишина, мать Джилл открыла дверь и пригласила дочь выйти, если она согласна переодеться. К удивлению матери, Джилл уже переоделась и была готова выйти на улицу. Больше никаких слов не понадобилось.
Джилл и ее мать сделали огромный шаг к тому, чтобы покончить со своими кошмарными «танцами» и найти баланс власти и авторитета в своих взаимоотношениях. Им еще многое предстояло сделать. В ту первую неделю произошли еще три стычки, прежде чем Джилл поняла, что запугивание и вызывающее поведение больше не работают. К концу первой недели Джилл самостоятельно уходила на тайм-ауты и оставалась там в течение всего назначенного времени, не пытаясь покинуть комнату.
Подводим итоги
Последствия - важнейшие инструменты воспитания Упрямых детей. Благодаря им дети перестают плохо себя вести. Они отчетливо оповещают о наших правилах и ожиданиях. Они обеспечивают установку жестких границ, Удерживающих детей в рамках приемлемого поведения. Когда последствия применяются в твердой, последовательной и уважительной манере, они учат детей воспринимать ваши слова всерьез и чаще слушаться.
Ключ к эффективному применению последствий - та манера, в которой они применяются. При карательном или попустительском подходе последствия имеют небольшую инструктивную ценность для упрямых детей и провоцируют их устраивать проверки на прочность и стычки за власть. Применяемые же в демократической манере, с твердостью и уважением, последствия учат послушанию и ответственности, возлагая на детей ответственность за их выбор и поведение.