Как справиться с детскими страхами?
Во многих семьях используют традиционные родительские стратегии работы с детскими страхами. Первая - охранительная. В этом случае родители (чаще - мать) фиксируются на этом, постоянно говорят с ребенком о его страхе, объясняют иррациональность страха, его бессмысленность и т.п. И стараются изолировать ребенка от мира, от контактов со всем, что кажется ему страшным. Это неправильно - доводов рассудка ребенок еще не воспримет, а изоляция от социальных отношений, отсутствие контактов со сверстниками, недостаток игры как раз и служат причиной страхов.
Вторая стратегия - игнорирующая. Родители просто не принимают страхи ребенка, высмеивают их: «Эх ты, трусишка, а еще мальчик! Бабы-яги боишься - это же все выдумки, никакой Бабы-яги нет!» Иногда за трусость детей даже наказывают, мотивируя это тем, что «воспитывают смелость, закаляют волю» и т.п. Ребенок начинает скрывать свой страх, и это приводит к потере контакта с родителями: у него возникает ощущение своей ненужности со всеми вытекающими из него последствиями - отчуждением, тревожностью, подавленным настроением. Став подростками, такие дети обычно еще больше отдаляются от родителей, не допускают их в свой внутренний мир; их чувства обеднены, они не умеют выражать свои эмоции.
Тут мы возвращаемся к понятию стиля воспитания, принятого в семье. И определяющим вновь станет то, что стоит за этим стилем: является ли ребенок незаменимой ценностью, признают ли в семье его уникальность, или он - лишь средство, инструмент для реализации собственных целей родителей.
Ничто в человеческом развитии не проходит бесследно. Страхи можно убрать внешне - с помощью системы защиты или наказаний. Но когда ребенок повзрослеет, эти «спрятанные» проблемы вылезут на свет со страшной силой. Нерешенность возрастной задачи развития, которая имела место в одном возрасте, обязательно проявит себя в другом. Если человек не знает арифметики, он обязательно допустит ошибку в высшей математике...
Как же справиться со страхами ребенка без ущерба для его психики? Первое и основное правило - не фиксировать его внимание на страхах. То есть не читать морали, не наказывать за трусость, не высмеивать. Если страх выражен не сильно, постараться отвлечь его интересным занятием, подвижной игрой, в которой он мог бы выразить свои эмоции, прогулкой и т.п. Чем больше у ребенка интересных занятий, тем меньше вероятность того, что страхи сохранятся надолго.
Но все же стоит разобраться в том, откуда страх происходит, с чего начался. Поговорить с ребенком при удобном случае тепло, доверительно, быть может, слегка шутливо - если это входит в стилистику ваших семейных отношений. Поскольку известно, что главной причиной страхов служит неуверенность в собственной защищенности и безопасности, стоит проверить, есть ли такое чувство у ребенка.
Что касается Чобличья страха - в младшем и среднем дошкольном возрасте он чаще всего касается первичного освоения общественных отношений - и значит, надо искать там: как выстраиваются его отношения в семье, детском садике, со сверстниками и т.д. А в старшем дошкольном возрасте страхи обычно восходят к идее смерти, конечности жизни. Значит, стоит осторожно поговорить с ребенком и на эту тему.
Исправить ситуацию можно попробовать и самим родителям - уделяя ребенку дополнительное внимание и время, проявляя свои чувства: приласкать, похвалить, обнять и т.п. Если ребенок чувствует вашу любовь и заботу, ощущает себя полностью защищенным, страхи рассеиваются, как дым. Хорошим средством является и приучение ребенка к самостоятельности, умению решать свои проблемы самому. Поощрение инициативы, желания сделать что-то самому также повышает самооценку, а значит, противостоит страхам.