Как телевидение влияет на семьи и детей?

Связь телевидения в семейном срезе с более общими идеологическими и культурными факторами можно продемонстрировать, например, на различиях в приобщении детей к новостным телепередачам, которые были обнаружены в США и Израиле. Семьи, принадлежащие к среднему классу в США, ведут защитно-оградительную воспитательную политику, пытаясь спрятать от своих детей тот ужасный и пугающий мир, каким он видится сквозь призму телевизионных новостей. А в Израиле родители из того же среднего класса поощряют заинтересованность детей в текущих событиях путем введения ролевой модели регулярного просмотра новостей и их обсуждения в ходе выпуска. Похоже, нормой «правильного» воспитания в семьях среднего класса одного общества является защита детей от внешнего мира, в то время как в другом обществе дело обстоит совсем по-другому: «правильные» родители должны способствовать включению своих детей в политику страны посредством введения просмотра новостных передач в повседневную практику. Из этого примера можно понять, что дети, воспитываемые в разных обществах, приобретают очень разное представление о роли новостей в демократическом обществе.



Классовое различие


Еще одно социальное измерение феномена телевидения обусловлено различиями внутри самого общества, к примеру, классовыми. К сожалению, большинство использованных нами исследований имеет своим объектом средний класс, поскольку этот слой общества более всего знаком и доступен для исследователей от науки по всему миру. Однако несколько исследований, которые все же были проведены среди семей из рабочего класса в западных странах, показали, что помимо традиционных различий по критериям дохода, образования и профессионального рода деятельности существуют и классовые различия, обусловливающие различие в подходах и опыте воспитательной деятельности, ролях, которые берут на себя родители в процессе социализации своих детей и т.п. Например, в семьях «синих воротничков» из США акцент делался на подчинении, послушании и передаче детям в процессе воспитания консервативных ценностей. В противоположность этому семьи из среднего класса поощряли личную заинтересованность, свободу воображения и самоконтроль. Такие различия влекут за собой существенное изменение роли телевидения в семье. Например, оказывают ли эти различия существенное влияние на формирование стратегии контроля родителями зрительских предпочтений детей, и если так, то каким образом? Какова зависимость зрительских привычек семьи от рода профессиональной деятельности родителей? К примеру, распределение времени по различным видам деятельности тоже оказалось социально обусловленным. Зачастую распорядок дня представителя рабочего класса так строго регламентирован, что он практически не может самостоятельно контролировать свое время (например, работа с девяти до пяти: ночная смена; круглосуточный режим работы в период уборки урожая). Большая часть профессий, являющихся прерогативой среднего и высшего классов, наоборот, позволяет иметь более гибкий график работы, в основе которого лежат эффективные трудовые усилия и девиз «время - деньги». Разность этих концепций распределения времени отражается не только на распределении времени на различные занятия, куда входит и просмотр телевизора, но также и на способы «использования» времени. В результате, например, родители из социальных групп среднего и высшего классов с восприятием времени как ресурса проявляют большую обеспокоенность тем, сколько «потерянного времени» их дети тратят на телевизор, и пытаются заранее его распланировать. Это существенно отличает их от представителей низшего класса, которые гораздо меньше беспокоятся о времени, проведенном детьми с телевизором, тем более если они совмещают это еще с каким-нибудь занятием. Их больше волнует непосредственное содержание телепрограмм.


Как телевидение влияет на семьи и детей?


Социологические исследования изменений в современной семье показали, что в семьях, где работают оба родителя, контроль над детьми ослабевает и результатом того, что они остаются на собственном попечении, является увеличение времени на просмотр телевизора по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад, когда мама-домохозяйка могла полностью контролировать занятия детей после их возвращения с уроков. Однако подобная тенденция существует и в семьях другого типа: семьях с одним родителем, семьях иммигрантов или представителей рабочего класса. Такие семьи не редкость, хотя так и может показаться, поскольку большая часть исследований все-таки ориентирована на средний класс. Напротив, они составляют значительную часть в обществах разных стран. Забота о планировании времени просмотра детьми телевизора едва ли будет заметной, когда основная задача семьи - найти средства к существованию, чтобы пережить еще один день. Даже те родители, которые хотели бы больше следить за этим, вынуждены, в основном в силу своего режима работы, осуществлять контроль «удаленно», оставляя детям подробные инструкции, поручая их родственникам, нанимая социальных работников и нянь, контролируя их телефонными звонками и т.п.


Телевизор, как способ объединить семью


В большинстве случаев именно телевизор собирает всю семью вместе, и зачастую это происходит в конце долгого утомительного дня. В США, например, быстрое распространение телевидения в 1950-1960 годы достигло своего апогея в 1990-х. когда 98% домохозяйств имели, по крайней мере, один телевизор и 65% имели более одного. На ранних стадиях этого распространения просмотр телевизора был событием для всей семьи из среднего класса, и все собирались вместе в гостиной. Позднее во многих американских домах телевизор ставился в уютной уединенной комнатке или в специальной телевизионной комнате. Необходимость приспосабливаться к непререкаемому приоритету этой формы медиа привела к некоторым изменениям в моделях поведения, например, появилась привычка обедать перед телевизором, изменилось время отхода ко сну и способы совместного времяпровождения. Изменения в семейной структуре, стилях воспитания, необходимость совмещения работы с заботой о детях - все это на рубеже веков изменило роль телевидения в жизни семьи.


Многие исследователи отнюдь не рассматривают эту форму объединения семьи как позитивную тенденцию. Некоторые из них утверждают, что она разрушает жизнь семьи из-за своей рутинной, повторяющейся изо дня в день, машинальной и ритуальной природы. Несмотря на то что телевидение заставляет членов семьи находиться в одном физическом пространстве, оно полностью управляет их пребыванием вместе, и поэтому, как утверждается, стираются такие уникальные способы совместного проведения досуга, как игры, обычаи, разговоры и т.п. При таком взгляде на вещи подразумевается, что объединение семьи у телевизора происходит спорадически, без предварительного планирования. А как насчет тех семей, где просмотр телевизора всегда запланирован заранее? Как же чувство женского единения между матерями и дочерьми, которые вместе смотрят романтический сериал? Или мужской солидарности между отцами и сыновьями, болеющими за свою любимую спортивную команду? Или то ностальгическое чувство, объединяющее все поколения, которое возникает, когда показывают старое кино, любимую комедию, художественный фильм, какой-то особенный концерт или трансляцию политической речи? В таких случаях и подобных им телевидение объединяет семью настолько же сильно, насколько разъединяет в других.


Появление меньших по размеру, более мобильных и в то же время более качественных телевизоров подтолкнуло семьи среднего и высшего классов приобретать по нескольку телевизоров. Это повлекло за собой рост числа детей, остающихся один на один с телевизором, часто в собственных спальнях. Появление кабельного телевидения и устройств удаленного доступа только усилило эту тенденцию. В итоге - при наличии множества каналов и нескольких телевизоров очень немногие программы могут привлечь и собрать вместе всю семью.


Конечно, эти тенденции характерны для развития телевидения в западных обществах и наиболее благополучных сегментах как внутри, так и вне этих обществ. Дело обстоит совсем по-другому в культурах и субкультурах с более низким уровнем доходов, качеством жилья и более коллективистской ориентацией и системой ценностей. Так или иначе, телевидение необходимо воспринимать как один из основных факторов сложных социальных изменений, затрагивающих все типы семейных структур, интересов и функций по всему миру.

Популярные сообщения из этого блога

Рождение ребенка: первый год