Перед чем испытывает страх ребенок в разном возрасте?

«Типичные» – не значит, что вашему ребенку придется их испытать, но о том, что подобное возможно, а главное, о причинах возникновения страхов, лучше, конечно, знать.



Довольно часто дети 4-7 лет испытывают страх потерять родителей. Причем боятся не столько того, что мы умрем, сколько того, что мы разведемся. Этот страх проявляется преимущественно в полных семьях.


В неполных же семьях, где родители уже развелись или сына воспитывает мать-одиночка либо вдова, на первом месте может оказаться страх смерти.


Типичные страхи возраста 4-7 лет


В этом возрасте дети впервые сталкиваются со страхом смерти. Они начинают расспрашивать нас о смерти, о том, что происходит, когда люди умирают. Их очень беспокоит, не могут ли они сами умереть. И боятся, что умрем мы. Мы ведь, на их взгляд, уже достаточно старые, чтобы перейти в мир иной.


Забавно было видеть работу одного тренера по джиу-джитсу, явного аудиала, который обращался к своим ученикам с такими словами: «Давайте-ка мы усилим громкость этого движения!» или «Приведите в гармонию ваше тело!» Он же мог оценить ошибку в выполнении упражнения или приема так: «Ты что это сегодня фальшивишь? Повтори еще раз!» Естественно, что дети-аудиалы достигали под его руководством больших успехов, поскольку он, сам о том не подозревая, говорил с ними на их языке.


Если ваш ребенок принадлежит к этой группе – осваивайте «эсперанто» с опорой на звуковой ряд, и вам воздастся сторицей.


Один мальчик в детском саду замучил своих воспитательниц тем, что постоянно жаловался: то у него рука болит, то нога, то спина, то голова. Когда они рассказали об этих «проблемах со здоровьем» родителям ребенка, те развеселились и посоветовали легонько погладить то место, которое, по словам их малыша, «болит», и заверить его, что все пройдет прямо сейчас от волшебного прикосновения. Воспитательницы воспользовались советом, и мальчик моментально «выздоровел».


Кинестетам важен физический контакт. Им необходимо, чтобы родители обнимали и целовали их, прижимали к себе, всего отвечать предельно честно. Но так, чтобы ребенок успокоился, поскольку узнал бы, что люди умирают обычно лет в 100, то есть в глубокой старости, до которой нам еще далеко. И что детские болезни не приводят к смерти.


В семьях, где мальчики получают достаточно понимания и поддержки, страх смерти не разрастается. В семьях же, где не принято рассуждать с ребенком, где ему говорят: «Нечего тут бояться, что за глупости!» и таким образом закрывают тему, детям нередко снятся кошмары, наполненные монстрами, убийцами и катастрофами. Нежелательно именно в этом возрасте допускать детей к просмотру программ новостей, изобилующих подробностями преступлений, убийств и катастроф, а также фильмов ужасов и фильмов катастроф.


Типичные страхи в возрасте от 7 до 12 лет


Должны предупредить вас, что «типичные» страхи – вовсе не означает «обязательные». Вполне возможно, что вашего сына это коснется в меньшей степени или не коснется вовсе. Но поскольку страхи все-таки существуют, лучше, если вы будете знать о них и о том, каким образом они сказываются на поведении детей.


В этом возрасте не менее острым остается основной страх младших школьников – страх потери родителей; только теперь страшнее всего становится уже не развод, а смерть родителей. Родители продолжают оставаться основной защитой от всех опасностей. Наверняка нетрудно припомнить, когда ваш сын болел с высокой температурой. Стоило вам дать ему лекарство, или положить на лоб холодное полотенце, или дать сок грейпфрута, как ему уже становилось легче. Сразу же, еще до начала действия лекарства или иного средства. Почему? Потому что ребенок уверен – папа или мама рядом, значит, все под контролем и со мной все будет в порядке. Отмечают, что даже те дети, которые стали свидетелями землетрясений и иных катастроф вместе с родителями или с одним из родителей, испытывают меньший психологический стресс, чем те дети, кому доводится оказаться во власти стихии в одиночестве или среди чужих людей.


«У нас было так»: рассказывает Дарья


Моему сыну трудно пришлось в первом классе. В детском саду на его полноту не так обращали внимание, никто его не дразнил. А тут началось. Смотрю, Захар даже в школу идти не хочет в те дни, когда по расписанию физкультура. А чем он виноват? У него бронхиальная астма, тут не особо побегаешь, вот вес и набирается. Я, конечно, переговорила с учительницей физкультуры. Она мне посоветовала отдать сына заниматься в секцию ушу. Там, говорит, и осанка улучшается, и жирок лишний сходит. Но самое главное, что в ушу великолепная система дыхательных упражнений. Если астма аллергическая, то может и вообще вылечиться: научится дыхание контролировать, и никаких проблем.


Прежде чем отдать сына, я подошла к тренеру и обрисовала ему нашу проблему. Мы обо всем договорились, и начал мой Захар по прозвищу Колобок ходить на занятия. В секции таких «колобков» было достаточно, так что он перестал переживать по этому поводу. Сначала ему на занятиях приходилось туго, но уже через месяц он втянулся, приступы стали реже и «колобковости» поубавилось. А главное, Захар узнал о себе много нового и удивительного. Ну и пусть в классе Антон быстрее всех бегает. Зато Захар теперь великолепно садится на шпагат, кувыркается через голову и делает «колесо». Учительница физкультуры просит его помогать тем детям, у которых это не получается. И самое главное, приступы астмы у него бывают все реже и реже. Захар научился не сравнивать себя с другими, а сравнивать себя с самим собой и замечать свои достижения, а потому не боится больше не соответствовать чьему-то представлению о том, каким он должен быть.


Помимо страха потерять родителей дети начинают бояться стихийных бедствий, техногенных катастроф и террористических актов – результат того, что многие из них бесконтрольно смотрят телевизор.


Типичные страхи в возрасте 12-18 лет


Страх смерти в этом возрасте означает, как и прежде, страх смерти близких. Но к этому страху добавляется страх собственной смерти. Самое страшное – это мысль о небытии. О том, что все останется, как прежде, а тебя уже не будет. О том, что можно умереть, не успев ничего совершить и достичь, а значит, уйти бесследно. А если ты уходишь бесследно, значит, жизнь твоя была никчемной и никому не нужной. А что может быть страшнее того, что ты никому не 1гужен? Страх смерти заставляет подростков отчаянно рисковать в этом возрасте. Жажда подвига, жажда свершений толкает их на отчаянные, безрассудные поступки. Доказать себе и другим, что ты особенный, что ты заслуживаешь того, чтобы о тебе думали, чтобы тебя помнили, – вот движущая сила этих, казалось бы, диких и бессмысленных выходок.


Большое счастье для родителей, что мы, как правило, узнаем обо всем, что творили наши дети в этом возрасте, лет через 5, а то и 10 и 20 после того, как все безрассудства остались в прошлом. Один молодой человек признался своим родителям в том, что когда ему было 17 лет, у него была подружка из медицинского училища. Девушка приехала из Сочи и жила в общежитии. Разумеется, гостям не разрешали оставаться в общежитии после 23:00. И молодой человек регулярно в течении полугода, пока любовь не «перегорела», забирался на четвертый этаж по водосточной трубе. Мало того, с трубы он перебирался на узкий карниз и входил в окно женского туалета, предупредительно открытое подружкой. Однажды кто-то закрыл окно, и он едва не сорвался, только чудом исхитрившись уцепиться за трубу и сползти по ней вниз. С высоты своих 25 лет молодой человек и сам не понимает, как он отваживался на это – почти ежедневно рисковать жизнью. Тогда он считал, что делает это ради любви. Теперь он считает, что был в те годы редкостным идиотом и что ему несказанно повезло, что он не сорвался и не разбился.


Типичные страхи у мальчиков в возрасте 12-18 лет


Представьте себе такую ситуацию. Мальчик с нормальной фигурой, не пренебрегающий занятиями спортом, привыкший видеть себя в зеркале и соотносить свой внешний и внутренний образ, внезапно вырастает за одно лето на 10-15 сантиметров (такие «скачки роста» – не редкость в этом возрасте).


Он привык к тому, что выглядит спортивным и тренированным. Летом, у бабушки (или в лагере), ему было не до зеркал. Он возвращается домой в радостном предвкушении 1 сентября и встречи с друзьями-одноклассниками, смотрит в зеркало... и вдруг, о ужас! – он видит там не себя, привычного и хорошо знакомого, а какого-то длинного нескладного парня с огромными ступнями и ладонями. Как в таком виде показаться друзьям? Что они подумают? Что они скажут? В этом возрасте нет ничего страшнее насмешки. Ему становится значительно легче, когда он обнаруживает своих школьных приятелей такими же нескладными, как и он сам. Вместе значительно легче пережить такие странные «метаморфозы» и страх «несоответствия» своего внутреннего «крутого Я» и внешнего «гадкого утенка». Этим отчасти объясняется желание подростков «тусоваться» со сверстниками.


Отсюда и стремление к самой странной одежде, бесчисленному количеству молний и цепей, к браслетам с шипами. Это способ показать свою безграничную «крутость» (читай – принадлежность к мужскому сословию). Кроме того, это способ обозначить свою принадлежность к какой-либо определенной группе. Поскольку подросток в период ранней юности еще не определил свое место в мире, еще не нашел исчерпывающий и убедительный ответ на вопрос «Кто я?», ему легче определиться в группе, где еще несколько таких же «Я», как и он сам. Вместе легче выстоять, легче бороться с безумием мира. Говорят, что мы можем понять, оценить, осознать себя, только увидев себя глазами окружающих людей. Подростки потому так и стремятся в группы, что не могут найти себя в условиях так называемой нуклеарной семьи, то есть семьи, в которой в большинстве случаев только мама, папа и сын. Наши сыновья выбирают группы не по принципу стадности, а такие, В которых они чувствуют себя хорошо, где они значимы и заметны, где им комфортно.

Популярные сообщения из этого блога

Рождение ребенка: первый год