Оценка нервно-психического развития ребенка в дошкольный период (3-7 лет)
Развитие речи: звуковая культура речи, грамматически правильная речь, чтение стихов и рассказывание. Познавательная деятельность ребенка: количество и счет, величина, ориентировка в пространстве и во времени, знание и ощущение цвета, конструирование, воспроизведение, формирование обобщений.
Социально-культурное развитие: культурно-гигиенические навыки, самостоятельность и трудолюбие, игровая деятельность, взаимоотношения с окружающими.
Оценка нервно-психического развития ребенка в дошкольный период (три-семь лет)
Ведущая линия развития – это игровая деятельность. В этом возрасте преобладает ролевая игра, осознание себя как субъекта действий; игра в воображаемую действительность. Например, игра «в дочки-матери», «в школу», «в доктора», «в гости». В дошкольном возрасте у детей популярны конструкторы, кубики, строительный материал и не менее инструменты у мальчиков и украшения, косметички мамы – у девочек.
В этом возрасте у детей совершенствуется исследовательская деятельность, их интересует, как работают вещи, их предназначение. Важно овладение новым объектом, различные действия с ним. При этом ребенок нуждается в одобрении и похвале.
Развивается воображение как основа творчества, созидания нового; это способность видеть целое раньше его частей, способность мыслить образами. Характерна при рисовании детализация рисунков, уже наличие сюжета, определенное соблюдение пропорций и красочность рисунка – все это в определенной степени свидетельствует об интеллектуальных возможностях ребенка. Развитие памяти и мышления зависят от степени активной деятельности ребенка. Очень важно вырабатывать и развивать направленное внимание, организованную деятельность ребенка. Давать ребенку не просто «готовые» знания, а способы добывания их, способы их применения. Делается это в действиях, в игре. Добиваться, чтобы ребенок сам сделал то, что у него не получилось. Это имеет значение для развития самостоятельности.
По мнению психологов, одной из причин упрямства является ощущение ребенком ущемления его самостоятельности и инициативы.
Правильное воспитание ребенка в дошкольный период (три-семь лет)
Правильное воспитание – это использование разумных средств поощрения, принуждения и наказания. Наказание в виде ограничения или временной отмены развлечений и удовольствий. Родителям ребенка правильнее игнорировать плохое поведение, и в результате он перестает вести себя плохо. А в жизни чаще наоборот, родительское одобрение хорошего поведения ребенка часто отсутствует. Но именно такие моменты особенно необходимы ребенку – участие родителей, их похвала и одобрение.
В воспитании ребенка должно быть относительное преобладание поощрений и минимум запретов.
В возрасте от 3 до 5 лет у детей наблюдаются уникальные способности к запоминанию и воспроизведению речи; эти приобретения остаются у него на всю жизнь (долговременная память). Приблизительно к 5 годам формирование речи заканчивается.
Большую роль в нервно-психическом развитии ребенка играют игры, направленные на развитие мышления и речи, а также развивающие образную ассоциативную память и память речеслуховую, зрительную и тактильную.
Твердые спокойные замечания, сделанные ребенку, являются наиболее эффективными, особенно если сделаны тихо. Взаимоотношения с родителями в воспитании детей на этом этапе играют большую роль. Мать и отец закладывают основы многих человеческих качеств, таких как способность любить, стремление к познанию, уважение к людям, развитие творческого начала, ответственного отношения к своим обязанностям, любви к труду.
Причины непослушания ребенка в дошкольный период (три-семь лет)
Главное для ребенка – осознание себя как субъекта не только действий, но и как субъекта в системе человеческих отношений.
Обычными формами послушания в семье являются поручения: убрать игрушки, книги положить на полочку, убрать одежду, комнату, что-то принести или отнести. При этом необходимо обязательно проверять выполнение каждого поручения, а при любом запрете чего-то – разъяснять причину.
Известно, что причины капризов, непослушания детей большей частью надо искать в ошибках воспитания. Часто это бывает результатом перегрузки ребенка впечатлениями, когда родители водят детей по магазинам, в гости, где много шума, разговоров, много людей, В таких случаях ребенок утомляется, плохи засыпает, много плачет, становится капризным, раздражительным. С другой стороны, исследования показывают, что если искусственно резко ограничить двигательную активность ребенка, то он компенсирует это вынужденное «двигательное голодание» чрезмерной неврозоподобной двигательной расторможенностью.
Похвала и наказания ребенка в дошкольный период (три-семь лет)
Вредно на состоянии нервной системы отражается физическое наказание ребенка, оно озлобляет его. В настоящее время доказано, что нельзя наказывать ребенка, ставя в угол, запирая в комнате, в темном ванном помещении и т. п. Недопустимы грубость и резкость взрослых, а также обман. Следует избегать чрезмерного проявления несдержанных ласк, расточаемых родителями.
«Заласканный» ребенок почти не способен к сосредоточенной, самостоятельной игре. Он плохо играет с другими детьми потому, что привык быть в семье центром внимания. Напротив, если дети растут в спокойной семейной обстановке, видят вежливое, заботливое, внимательное отношение взрослых друг к другу, они сами становятся такими же.
Работами ученых последнего времени показано, что уже в раннем возрасте (1 год 6 мес-4 года) основную роль в нервно-психическом развитии ребенка играют социальные связи, прежде всего Наличие или отсутствие опыта общения со сверстниками. Большое значение имеют игры, направленные на развитие мышления и речи, а также развивающие образную ассоциативную память и память речеслуховую, зрительную и тактильную. Важна ролевая игра, как осознание ребенком себя как субъекта действий и как субъекта в системе человеческих отношений. Одна из причин возникновения упрямства – это ощущение у ребенка ущемления его самостоятельности и инициативы, самосознания «Я».
Конец возрастного дошкольного периода (6-7 лет) – очень важный момент в жизни ребенка, и это связано с наступлением школьной зрелости. К этому времени ребенок становится более сдержанным в проявлении своих чувств, игровые интересы сменяются познавательными. Происходит «завоевание» карандаша. Способность сосредоточиваться достигает в 4 года 15 мин, в 5-6 лет уже 30-40 мин.
К 7 годам «логическая способность» достигает 80% максимально возможной (максимум в 21 год).
Психологи определили, что первоклассники и выпускники высшей школы имеют примерно одинаковую вероятность повышения и стабилизации психических функций.