Медиаграмотность, как явление современного мира

Как ни удивительно, существует очень мало данных о последствиях развития медиаграмотности во всем мире. И хотя существует насущная необходимость в изучении различных учебных программ, заключенных в них идеологий и степени их эффективности в достижении ими своих целей, едва ли мы найдем какие-либо интегративные оценочные исследования.



Немногочисленные исследования в этой области были посвящены преимущественно сравнению результатов, достигнутых при использовании разных стилей обучения. Несколько попыток выявить взаимосвязь между изучением медиаграмотности и изменением зрительских привычек детей не привели к существенным результатам.


Несколько исследований в этой области могут служить ярким примером нераскрытых возможностей этой неисследованной территории. В Австралии было проведено широкомасштабное исследование, посвященное изучению развития аналитических способностей у детей в возрасте от 8 до 15 лет, которые проходили курс систематического обучения медиаграмотности. Результаты исследований показали, что в действительности дети не овладевали базовыми навыками: они могли распознать визуальные и звуковые коды и условные обозначения, а также делали успехи в анализе знакомых стереотипов и коннотаций определенных образов. Однако в то же время у них не формировалось общее понимание социальной обусловленности медиа, что, как предполагалось, помогало бы им в выработке стратегий применения полученных навыков в их повседневной жизни вне класса. Дети запоминают навыки, которым их учат в классе, но степень значимости этого обучения для их повседневной жизни остается неясной.


Медиаграмотность, как явление современного мира


Другое исследование было проведено в США. Оно изучало эффективность учебной программы по медиаграмотности, разработанной специально для исследования и включавшей в себя подготовку учителей и привлечение родителей. Такая схема позволяла исследователям полностью контролировать все элементы эксперимента, такие, как учебные материалы, основные цели программы, педагогические методы обучения и достижения учеников. Сравнение достижений учеников в и контрольной группах показало, что первая существенно улучшила свои умения благодаря курсу по медиаграмотности (например, они демонстрировали способность лучшего понимания разных аспектов производства телепрограмм, а также лучше распознавали вымысел и реальность на телевидении). Эти результаты оставались прежними и спустя три месяца после окончания курса. Сходные исследования были проведены по этой же схеме среди детей с эмоциональными расстройствами и трудностями в обучении. Результаты подтвердили основные выводы: дети учатся навыкам и способностям, которые преподаются им в рамках четко структурированного формального процесса обучения.


Понимание процесса производства телевизионных новостей


Исследование, проведенное в Нидерландах, изучало вклад образования в понимание процесса производства телевизионных новостей. В ходе исследования детям от 10 до 12 лет показывали телевизионный материал, состоящий из шести частей, к которому прилагался учебник для самостоятельного изучения. Курс обучения включал в себя такие вопросы, как «что такое новости», процесс отбора новостей, вербальные и визуальные элементы новостей, процесс редактирования, трансляция новостей и сравнение различных выпусков новостей. Оценка достижений детей, основанная на тесте типа «до и после», показала, что дети из экспериментальной группы стали лучше понимать процесс производства новостей, но не улучшили свою способность критически относиться к достоверности выпусков новостей. Напротив, дети из экспериментальной группы больше доверяли новостям, чем их сверстники, которые не прошли курс обучения. В очередной раз подтвердилось то, что обучение может быть эффективно только в том, что касается передачи знаний, а формирование у детей критических способностей, связанных с восприятием телевизионного мира, требует построения гораздо более сложного образовательного процесса.


Образовательные телепрограммы


В качестве нашего последнего примера возьмем эксперимент, проведенный в Израиле. В ходе этого эксперимента детей дошкольного возраста обучали определенным навыкам с помощью образовательных телепрограмм и учителей, прошедших подготовку к этому эксперименту. Пройдя обучение, зрители дошкольного возраста лучше распознавали вымышленные элементы программ, лучше понимали временные и логические разрывы в сюжете и понимали особый смысл определенных кадров.


В целом можно подытожить, что хорошо спланированный и разработанный курс обучения медиаграмотности может помочь даже самым маленьким зрителям преодолеть некоторые возрастные ограничения. Несомненно, в этой области не хватает компетентных исследований. Возможно, это связано с трудностями оценки эффективности медиаграмотности. Помимо всего прочего, препятствием является и убеждение в том, что если результаты исследований не будут говорить о серьезном успехе, то это сведет на нет попытки включения медиаграмотности в школьную программу и фонды. Со своей стороны многие педагоги беспокоятся о том, что исследователи вторгнутся в их класс, будут очень сильно вмешиваться в их работу и подорвут их профессионатьную деятельность.


Каковы цели медиаграмотности?


Очень трудно определить цели медиаграмотности и то, что мы понимаем под «медиаграмотным ребенком». Поиск ответа приводит нас к порочному кругу, поскольку только проведение систематических и широкомасштабных исследований в области обучения и изучения медиаграмотности может помочь нам выявить цели, выработать четкую политику, выделить эффективную педагогическую методику и принципы подготовки учителей, а также объяснить закономерности обучающего процесса, которым дети подчиняются в ходе изучения СМИ. Для выполнения этой задачи могут быть применены три типа исследовательских методов. Ощущается острая потребность в исследованиях, которые могли бы подробно изучить, возможно с помощью этнографических методов, образовательный процесс с точки зрения как учеников, так и учителей. Также существует потребность в широкомасштабных исследованиях, которые измеряли бы изменения в достижениях, установках, точках зрения, зрительских привычках детей в школах, где осуществляется соответствующее обучение, а результат этих измерений должен сравниваться со школами, где эти инновации не были введены. Наконец, для того, чтобы оценить эффективность отдельных педагогических методик и средств обучения, лучше всего подойдут несложные и небольшие по охвату эксперименты.


Иными словами, медиаграмотность - это динамичная, быстро развивающаяся и сложная область. Ее активные сторонники уверены, что она окажет серьезное влияние на само понятие школьного образования, демократии и даже на наше понимание знаний как таковых. Сбудутся ли эти амбициозные надежды - время покажет. Кроме того, необходимо помнить, что медиаграмотность может быть определена как процесс, длящийся на протяжении всей жизни и не укладывающийся в рамки школьного обучения: родители, воспитатели, братья и сестры, сверстники - все они могут влиять на процесс обучения медиаграмотности.

Популярные сообщения из этого блога

Рождение ребенка: первый год