Рождение ребенка: первый год
Если раньше полагали, что маленький ребенок ничего не понимает и воспитывать его надо начинать где-то с трех-четырех лет, то сейчас все психологи отводят очень важную роль раннему детству, поскольку именно в эти годы закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья.
Первый год ребенка является самым важным. По мнению психолога В. Ильина, «хотя симбиоз младенца с телом матери разрывается в момент рождения, он продолжает еще долгое время целиком существовать за счет нее. И именно от матери зависит, какой опыт извлечет и чему научится ребенок на первом году своей жизни». Именно поэтому так важно грудное вскармливание, это еще одна неразрывная связь с матерью и миром, это единственная осязаемая вещь в мире. Малышу необходим максимум ласки, тепла, нежности, заботы, только тогда в его душе царит покой и доверие к этому неизвестному, непонятному миру. Появление ребенка заставляет перестроиться всю семью, она должна приспособиться к малышу. Семья воспитывает ребенка, а он воспитывает вас. Вы по-новому открываете мир, вы учитесь смотреть на многое глазами малыша, вновь замечаете красоту во всем, созданном природой. Со стороны врача и матери могу добавить, что грудное молоко является практически универсальным сбалансированным продуктом для младенца как по содержанию питательных и биологически активных (витамины, минеральные вещества и т. д.) веществ, так и по усваиваемости их организмом ребенка. В материнском молоке содержатся иммуностимулирующие вещества, и дети, находящиеся на грудном вскармливании, болеют реже и легче детей, находящихся на искусственном вскармливании. Со стороны практичности и удобства: наличие всегда стерильной, питательной, теплой пищи без особого труда для мамы и по требованию для ребенка (не надо бутылочки стерилизовать!) в любом месте и днем и ночью. Актуально: в результате исследований, проведенных группой американских ученых в конце XX века, стало известно, что дети, выросшие на грудном молоке до 6 месяцев, по уровню интеллекта гораздо выше, чем дети, которых вскармливали искусственным способом.
Споры с бабушками начинаются с первых дней: родители считают, что надо надеть памперс и ползунки, чтобы ребенок чувствовал себя свободно, бабушка, по старинке, пытается запеленать ребенка в кокон, да еще потуже, убеждая всех, что тогда малыш будет спокойней. Кстати, в утробе матери он был достаточно свободен в движениях. Я очень хорошо помню, как мать невестки убеждала ее пеленать ребенка. Та прикладывала все силы, чтобы завернуть его, а он еще больше сил, чтобы вытащить руки. Борьба продолжалась два дня, и ребенок победил. Я глубоко убеждена, что здоровый, сытый, сухой ребенок не будет плакать. Многие мамы говорят, что он пугается своих рук. Смею уверить, что он еще не знает, что такое пугаться. Он же не пугается ваших рук, кроватки, в которой лежит, коляски. Да, первые полтора месяца его могут мучить колики в животике, но не больше. А теперь посмотрите на эту ситуацию глазами ребенка, при условии, что он еще ничего не понимает: над ним стоят две тетки и что-то раздраженно говорят. Неделя таких споров, и проблема переодевания станет на долгое время проблематичной.
Постарайтесь, чтобы папа принимал участие в уходе за ребенком с первых дней. Многие мужчины боятся маленьких детей, им кажется, что они могут сделать что-то не так, им неприятно менять грязные памперсы, они даже прикасаться к нему боятся, но ведь вы тоже делаете это впервые, пусть и папа учится, потом будет гораздо труднее приучить папу заботиться о ребенке. Я очень хорошо помню, что когда мы принесли сына из роддома и его надо было вымыть и переодеть, я несколько минут стояла перед ним, как в столбняке. Меня охватил такой страх перед этим маленьким человечком, что я боялась, что он останется навсегда. Но поскольку деваться было некуда, пришлось спрятать свой страх подальше и все учиться делать. Пока ребенок маленький, папе иногда просто скучно с этим несмышленышем, но ведь вам не бывает скучно, у вас просто нет выбора. Вы понимаете, что это надо делать - и делаете. Поэтому хотите счастливой жизни - делайте все вместе. Отцы часто говорят, что у жены все получается лучше. Действительно, даже если папа только на две недели меньше занимается ребенком, он начинает справляться с ним хуже матери. «Это начало порочного круга, который может определить весь процесс воспитания ребенка. Чем лучше справляется с задачами жена, тем более некомпетентным чувствует себя муж; чем меньше степень его участия, тем действительно более некомпетентным он становится; чем больше он полагается на партнершу, как будто бы признавая, что она отвечает за все, тем чаще ему приходится просто быть на подхвате».
Ват малыш уже немного подрос, его становится страшно оставлять одного на диване или на вашей постели, а в кроватке ему одному скучно. Его просто необходимо носить какое-то время на руках, все показывая и что-нибудь ласково приговаривая. Мы не знаем, когда они начинают понимать нашу речь, но, вспоминая сына и внука, разговаривая с другими родителями, можно предположить, что все, что мы говорим, где-то в мозгу у них откладывается. Долго на руках вы его не сможете носить, хотя бы потому, что надо и дома что-то делать. Лучший способ - бросить на пол старое одеяло или плед, набросать туда игрушек и положить малыша. Поверьте, так он гораздо быстрее научится поворачиваться с боку на бок, тянуться к игрушкам, и, главное, он будет гораздо лучше развиваться.
Как самый страшный кошмар, многие мамы вспоминают детский плач. Однако очень быстро они начинают понимать, что какой крик означает: голод, что он мокрый, или ему просто скучно одному. Дело в том, что многие малыши, возможно, рожденные экстравертами, с рождения требуют общества. Это не каприз ребенка, он еще не умеет хитрить и врать, это его насущная потребность, чтобы научиться доверять окружающему миру. Когда мой сын был еще совсем маленьким, я ставила коляску в дверях кухни и все время говорила, что я делаю: «Вот мама чистит картошку, вот режет овощи, вот кладет все это в кастрюлю». Так же мыла пол, все комментируя. Честно скажу, что к концу дня я уже просто не могла ворочать языком, но зато в доме был покой. Мы принимали гостей и ребенок был рядом, его купали, кормили, укладывали спать, и он был доволен собой и жизнью.
Иногда дети просто хотят немного покричать. Я это называю развитием голосовых связок. Услышав плач ребенка, не бегите тут же к нему. Прислушайтесь, иногда он просто подает голос, чтобы узнать, прибегут или нет. Нет, ну и не надо.
Единственное, когда надо волноваться, это если вашему малышу уже три, четыре месяца, а бесконечный плач не прекращается. Вот в этом случае поднимайте всех врачей и требуйте выяснить, что с ребенком.
Есть еще один очень важный момент - это кто укладывает спать. Постарайтесь сделать так, чтобы эту почетную миссию вы с мужем выполняли по очереди. Когда, засыпая, ребенок видит папино лицо так же часто, как мамино, они как бы уравниваются в его сознании, и тогда, если ему приснится страшный сон или что-то будет его беспокоить, он будет требовать не только вас, но и папу. Таким образом, вы облегчите себе ночи, если малыш заболеет, а малыш усвоит, что папа такой же заботливый, как мама.
Вот ваш малыш и подрос. Теперь он активно реагирует на окружающую среду, и очень важно, чтобы он видел радостные и улыбающиеся лица и слышал нормальную человеческую речь, а не раздраженное бормотание. Причем это должно относиться не только к нему, но и общение между взрослыми должно быть доброжелательным. Он, как губка, впитывает все это, и от того, что он впитает, зависит его дальнейшее отношение к миру.
Важный момент - появление первых зубов, когда ребенок все пытается попробовать на зуб и мамину грудь в том числе. Не позволяйте этого, просто выньте грудь из его ротика и спокойно скажите: «Нельзя, мне больно». Через некоторое время он захочет есть и опять потребует грудь. Делайте так до тех пор, пока он не научится пользоваться своими зубами так, чтобы грудь не отнимали. В. Ильин придает этому моменту очень большое значение. Он утверждает, что «решая эту задачу, маленький человек, в сущности, ищет ответ на куда более сложный вопрос: как добиться желаемого, считаясь при этом с интересами других. Как использовать по назначению имеющиеся силы и возможности, опять-таки не причиняя неоправданного ущерба другим людям. От ответа на эти вопросы, от решения, которое найдет ребенок, во многом зависит его поведение на протяжении последующей жизни».
Д. В. Винникот выделяет три стадии установления взаимопонимания между родителями и младенцем (при условии договоренности родителей). На первой стадии родители несут абсолютную ответственность за любые действия и проказы их драгоценного чада. Вторая стадия постепенно приходит на смену первой с. проблесками зарождающегося разума и способности младенца отличать запрещенное от разрешенного: «можно и нельзя», причем одному «нельзя» должно соответствовать не менее пяти «можно»! Достижение долгожданного взаимопонимания происходит на третьей стадии, когда ребенок способен понять объяснения родителя, почему нельзя. Не зная стадийности этого процесса, родителям трудно оставаться спокойными и знать, что шестимесячный младенец не понимает, что «сосать пальчик нельзя», ребенок в десять месяцев, что «горячо», а в пятнадцать - «электричество опасно». У каждого ребенка этот процесс более или менее продолжителен, однако у всех здоровых детей он все же ограничен по времени. Эти стадии сменяются и медленно уходят в прошлое, а на смену приходит осознание ребенком внешнего мира, понимание и познание его. В этом ему должны помочь родители, воспитатели, учителя.
Еще один очень важный момент, когда ребенок начинает делать первые шаги. Конечно, он будет часто падать. И от вашего отношения к его падениям зависит, как в дальнейшей жизни он будет относиться к неудачам, которые бывают у каждого человека. Можете нечаянно упасть рядом и рассмеяться, вот вы тоже упали. Можете спокойно сказать: «Ничего, мы ведь учимся, а сразу никогда ничего не получается. Попробуй еще раз, и все получится». Можно оставить его около дивана, чтобы малышу было удобнее подняться, и сделать вид, что его попытки начать ходить вы не замечаете. Главное, не бегите бегом с перепуганным лицом каждый раз, когда он падает. Пусть приобретает собственный опыт.