Как влияет просмотр телевизора на школьную успеваемость?

Большая часть детей посвящает значительную часть своего времени обеим образовательным системам - и школе и телевидению. Почти каждый день они переходят от одной системы к другой, научившись следовать отличающимся друг от друга условиям и нормам обоих миров. Большинство взрослых беспокоятся о том, как просмотр телевизора может повлиять на школьную успеваемость. В современной научной литературе можно выделить четыре гипотезы, касающиеся этого вопроса:



1. Замещение. Приверженцы этой теории утверждают, что телевидение может заменить другие виды деятельности, такие, как чтение, выполнение домашних заданий и других умственных упражнений. Как следствие, навыки, необходимые для достижения удовлетворительного уровня успеваемости в школе, не отрабатываются и запускаются.


2. Обработка информации. Эта гипотеза подразумевает, что совокупный просмотр телевизора может повлиять на когнитивные способности детей, поскольку он требует от них применения различных методов обработки информации, которые совершенно неприменимы в школе.


3. Вознаграждения. Активный просмотр телевидения оказывает влияние на ожидания детей, связанные с обучением в школе. Телевидение приучает их к инновациям и сюрпризам, быстрому темпу, постоянному стимулированию и немедленному удовлетворению. Эти ожидания резко контрастируют с типичными характеристиками учебного процесса в школе, который, как правило, идет не быстро и ориентирован на долгосрочные цели. Это противоречие, согласно данной гипотезе, ведет к тому, что дети становятся нетерпеливыми, им трудно отсрочивать вознаграждения, они скучают и со временем у них вырабатывается негативное отношение к школе.


4. Стимулирование заинтересованности. В противоположность вышеприведенному мнению, эта гипотеза предполагает, что телевидение может стимулировать желание учиться, поскольку оно развивает любознательность, расширяет интересы ребенка и вызывает стремление к новым знаниям. Оно может обогатить знания ребенка о мире в каких-то узко предметных областях, в том числе и тех, что изучаются в школе (словарные знания, знания об обществе и государстве, естественные науки, география, культура).


Просмотр телевизора и школьная успеваемость


На сегодняшний день ни одна из этих гипотез не имеет солидной эмпирической базы, и поэтому все они вызывают ожесточенные философские и даже идеологические споры. Исследовательские попытки дать окончательный ответ на этот вопрос были ограниченными по масштабу, краткосрочными и несистематическими. Многие исследователи также заявляют о том, что на обучение влияет не само телевидение (как это утверждается детерминистами), а семейное окружение.


Имея это в виду, можно все-таки найти некоторое подтверждение той точки зрения, что активный просмотр телевидения негативно влияет на базовую грамотность (чтение, письмо и математика) и на успехи в школе в целом. В 1980-е годы в США были проведены широкомасштабные исследования, которые показали, что активный просмотр телевидения коррелирован с низким уровнем чтения, письма и математики во всех возрастных группах, вне зависимости от пола и социально-экономического статуса.


Феномен «колокола»


Тем не менее если дети очень мало смотрели телевизор, то это тоже было связано с низкими оценками! Можно сделать вывод о том, что мы имеем дело с типичным феноменом «колокола». Существует положительная корреляция между успеваемостью и просмотром телевизора до определенного оптимального числа часов в неделю (по некоторым оценкам, этот «оптимум» соответствует 10 часам), а затем эта связь становится обратной, и степень негативной корреляции растет с увеличением числа часов просмотра.


Конечно, эти выводы не могут дать нам точного ответа о направленности связи. Является ли активный просмотр телевизора причиной низкой успеваемости? Или возможно, большее посвящение себя телевизору вызвано низкой успеваемостью в школе? Или может быть, как активный просмотр, так и низкая успеваемость находятся под влиянием какого-то внешнего признака (неспособности учиться, эмоциональных трудностей, социальных проблем)? Мы можем дополнительно усложнить этот вопрос, предположив, что хорошо успевающие ученики лучше осознают и контролируют свою мыслительную деятельность и лучше управляют своим вниманием и, таким образом, организуют свою учебу и просмотр телевизора более эффективно.


Использование телевизора и вознаграждения, которые дети получали от просмотра определенных программ


Особое исследование, длившееся несколько лет, было проведено в Швеции. В нем участвовали 194 ребенка в возрасте от 6 до 12 лет, а также их родители. Целью исследования было изучение долгосрочных взаимосвязей между просмотром телевидения и школьной успеваемостью. Они не пытались непосредственно ответить на вопрос, влияет ли просмотр телевидения в целом на школьную успеваемость. Исследователи изучали типы и виды использования телевизора и вознаграждения, которые дети получали от просмотра определенных программ. Например, они выяснили, что лучше успевающие дети использовали телевизор в большей степени как дополнение к своим школьным занятиям, в то время как хуже успевающие дети использовали его в основном как средство развлечения и времяпрепровождения. Взаимосвязь между просмотром и успеваемостью оказалась обратной. Так, дети дошкольного возраста, родители которых контролировали процесс просмотра, обсуждали его с детьми и стимулировали их к просмотру именно необходимых им программ, лучше писали контрольные работы в первом классе. Этот факт, в свою очередь, влиял на их телевизионные предпочтения, а уже они обусловливали их более высокую успеваемость в шестом классе. В противоположность этому дети дошкольного возраста, чьи родители не контролировали их просмотр и не стимулировали просмотр необходимых программ, попадали в своеобразный порочный круг негативного характера: они смотрели больше художественных программ, не подходящих для их возраста, и получали низкие оценки в школе, что приводило к увеличению времени просмотра, и так далее. Это приводило к тому, что за контрольные работы в шестом классе они получали низкие отметки. Социально-экономический статус оказался одним из наиболее важных показателей успеваемости ребенка. Успехи в первом классе, которые, по сути, обусловливаются семейным окружением ребенка, позволяли предсказать успехи и в шестом классе. Эти выводы дали четкое указание на ответственность родителей, связанную с формированием телевизионного окружения ребенка, которое больше всего соответствовало бы его потребностям и способностям на данном жизненном этапе.


Подводя итоги, можно сказать, что существует область исследований, указывающая на возможность того, что существует негативная взаимосвязь между объемом просмотра телепрограмм в комбинации с предпочтением определенных жанров телепрограмм и успеваемостью в школе, в частности, с грамотностью. Кроме того, до сих пор нет эмпирического подтверждения возможности позитивного влияния телевидения на школьную успеваемость (вспомним четвертую гипотезу). Представляется интересным, что в литературе медицинского характера можно найти четкие и недвусмысленные положения о вредоносном влиянии просмотра телевизора. Этот вывод будет совершенно противоположным в применении к образовательным программам, созданным специально для стимулирования учебного процесса. Исследователи сходятся в том, что интересующая нас взаимосвязь является двойственной, совершенно точно не и осложненной целым рядом таких факторов, как социально-экономический статус семьи, доступность СМИ, семейная коммуникация, посредничество родителей и определенные установки по отношению к просмотру и чтению. Иными словами, просмотр телевизора - это только один из видов деятельности, в домашнем окружении и оказывающей влияние на развитие умственных способностей ребенка и его успехи в обучении.

Популярные сообщения из этого блога

Рождение ребенка: первый год