Как знакомить ребенка с разными людьми?

1.



Разумеется, у вас будет значительно меньше шансов, если ваше окружение однородно. В этом случае придется искать другие способы познакомить ребенка с разнообразием людей. Попробуйте делать то, что мы советуем.

2.

обсуждайте отличия. Смотреть на самых разных людей важно, но недостаточно. Как только малыш станет старше, будет полезно обсуждать с ним увиденную разницу. Каждый раз, затрагивая эту тему, объясняйте, что все люди разные, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга: кто-то малорослый, кто-то высокий, у одних глаза голубые, у других карие, у кого-то волосы кудрявые, а у кого-то прямые, одни молодые, другие старые, кто-то ходит, а кто-то ездит в инвалидном кресле. Подчеркните, что сам малыш другим людям тоже кажется «не таким». Объясните также, что в главном все люди одинаковые: мы едим, мы пьем, мы любим, мы работаем, мы играем, мы смеемся, мы плачем.

3.

одобряйте разницу. Если важно внушить ребенку, что внешние отличия никакой роли не играют, не менее важно научить его принимать разницу. Объясните, что мир прекрасен не только потому, что существует много разных деревьев и цветов, но и потому, что в нем много разных людей. Познакомьте ребенка с этой красотой.

4.

Привнесите разнообразие в свой дом. Приобретайте записи музыки разных стран, книги, рассказывающие о различных культурах и национальностях. Позаботьтесь, чтобы подборка книг вашего ребенка отражала пестроту мира, в котором мы живем. Покупайте разных кукол. Следите за телевизионными передачами, которые рассказывают о детях иной культуры, и смотрите их вместе с малышом. Разумеется, обязательно отмечайте собственные праздники. Если возможно, приглашайте друзей малыша и их родителей, чтобы они разделили с вами обычные блюда и обряды. Но постарайтесь познакомить ребенка и с праздниками других людей, разных народов.

5.

одобряйте и сходство тоже. Покажите малышу, что, как бы ни отличались люди, они во многом одинаковы. Что, если лучший друг вашего ребенка ходит в синагогу, а не в церковь, они все равно оба молятся. Что, если маленький мальчик в группе не слышит, он все равно рисует и строит из кубиков, как другие дети. Что у очень высокой женщины, которую вы видели в ресторане, такие же рыжие волосы, как у бабушки. Что у человека в инвалидном кресле борода, как у папы. Наконец, если ваш ребенок сильно отличается от соседской девочки (разный цвет глаз, волос, кожи, разные праздники), то во многом они похожи (один возраст, один рост, они одинаково качаются на качелях и любят пиццу).

6.

отвечайте на вопросы по поводу отличий. Не позволяйте смущению мешать вам отвечать на вопросы, которые ваш ребенок может задать по поводу подмеченной им разницы в людях («почему Эндрю коричневый?» или «почему мама кармен говорит так смешно?», «почему отец Сэма ходит с палочкой?»). Не меняйте тему разговора (это может заставить ребенка подумать, что в различиях кроется что-то постыдное), лучше дайте простой, но полный ответ («у Эндрю темная кожа, как у его мамы, папы и сестрички», «мама Кармен из мексики, где все говорят по-испански. Она только учится говорить по-английски», «папа Сэма ходит с палочкой, потому что у него болит нога. Эта палочка называется «костыль» и помогает ему ходить лучше»). Если вы не можете ответить, если вам требуется подумать или не хватает информации, так и скажите. Затем возьмите в библиотеке подходящую книгу и поищите ответ вместе с ребенком.

7.

избегайте стереотипов. Если вы делаете какие-то обобщения по поводу расовой или этнической группы, пусть даже положительные («негры хорошо играют в баскетбол» или «азиаты прекрасно учатся»), вы рискуете внушить ребенку, что людей можно классифицировать по тому, к какой нации они принадлежат, а не по тому, что они представляют собой в личном плане. Научите ребенка рассматривать человека как личность, а не как члена группы. Избегайте обозначать группу в целом выражениями типа «эти люди» или «эти дети» и определять встреченных людей по этническому происхождению, расе, религии, физическому облику. Если один из членов вашей семьи часто употребляет стереотипы, когда говорит о других расах и религиях, попросите его оставить свои обобщения при себе, когда рядом находится ребенок.

8.

противодействуйте фанатизму, когда с ним сталкиваетесь. Если вы с ребенком случайно услышали расовое или религиозное оскорбление, спокойно поясните: «некоторые люди так говорят, но это плохие слова, они могут обидеть». Если вы обнаружите, что малыш повторяет унизительный комментарий, который он где-то услышал, не реагируйте слишком бурно, но и не оставляйте это без внимания. Объясните, что такие слова неправильны и могут обидеть.

9.

следите за собственными предубеждениями. Недостаточно проповедовать терпимость - вы должны практиковать ее. Прежде чем воспитывать в ребенке здоровое, свободное от предрассудков отношение, вам необходимо убедиться, что оно присуще и вам. Когда дети слышат расовые или этнические оскорбления дома (дети непременно услышат их, как бы ни старались родители скрыть от них свое мнение) или видят, что родители обращаются неуважительно с теми, кто отличается от них, никакие проповеди в мире не избавят их от предубеждений. Проверьте свое отношение (людей без предрассудков не существует), поведение и, если есть что исправить, займитесь этим.

Популярные сообщения из этого блога

Рождение ребенка: первый год