Что такое синдром вундеркинда?

Фраза «он делает именно то, что полагается для его возраста» когда-то звучала музыкой для родительского уха, подтверждая, что ребенок здоровый, нормальный и развивается с должной скоростью. Но в сегодняшнем требовательном, ориентированном на достижения обществе родители требуют все больше и больше. Им, разумеется, хочется, чтобы дети были здоровыми и нормальными, но хочется также, чтобы они развивались чуть быстрее остальных, делали больше, чем полагается по возрасту. Им хочется, чтобы дети были скороспелыми, одаренными, талантливыми и схватывали все на лету. Им хочется, чтобы дети были вундеркиндами.



Хочется ли родителям, чтобы их дети были лучшими из лучших, ради блага детей? Иногда. Но в ряде случаев ими движут иные мотивы. Тем, у кого не слишком задалась учеба, хочется, чтобы их дети непременно попали в гарвард. Не слишком атлетичные стремятся сделать из детей звезд спорта. Родителям, которые так и не освоили на фортепиано «собачьего вальса», хочется, чтобы их дети играли шопена. Родители, которым так и не удалось испытать полного удовлетворения своей судьбой, стремятся, чтобы их дети достигли большего. Взрослые, которые считают детей своим отражением, хотят, чтобы отражение это было полным. Даже родители, которые по философским убеждениям не верят в пользу подталкивания, кончают тем, что толкают своих детей, потому что лишь так они не отстанут от прочих.

1.

Однако, каков бы ни был мотив, по которому ребенка заставляют становиться вундеркиндом, специалисты сходятся на том, что это роковая ошибка. Если временное исполнение горделивой мечты родителей возможно - да, можно научить читать даже совсем маленьких детей, - то полученное превосходство сохраняется слишком недолго, а цена чересчур высока. На основе исследований сделаны следующие общие выводы по поводу детей, чьи родители оказывали на них слишком ранее или слишком большое давление (по сравнению с не подвергшимися таким испытаниям детьми).

2.

«представление» длится недолго. Например, хотя дети, которых рано научили читать, первоначально имеют некоторую фору, их быстро догоняют дети, начавшие читать позже. Гораздо разумнее подождать, пока ребенок захочет учиться: тогда процесс обучения протекает гораздо легче. Действительно, некоторые дети, которых подталкивали, нередко добиваются больших успехов во взрослой жизни, однако часто ценой нормального детства, а иногда и личного счастья.

3.

такие дети часто рано перегорают. Малышке, которую таскали пару лет на балетную подготовку, часто надоедает это занятие еще до того, как она успевает дорасти до первого балетного класса. Ребенок бунтует и вообще отказывается заниматься балетом.

4.

обычно у таких детей не хватает самомотивации. Ими с самого начала руководят родители, поэтому такие дети редко обретают навык руководить собой сами.

5.

хотя в течение некоторого времени такие дети более продвинуты в области, в которой их тренировали, они часто отстают в доводах, логике и концепциях. Они повторяют то, чему обучены, как попугаи, часто не понимая смысла.

6.

у таких детей, как правило, подавлены воображение и способность к творчеству. Эти качества не получают достаточного развития из-за слишком ранних регулярных занятий в ущерб свободной игре.

7.

у таких детей глохнет любопытство. В игре маленькие дети познают мир, многократно испытывают его и делают собственные выводы.- возможность, которую украли у детей, получивших ответы еще до того, как у них появился шанс задать вопрос. Джон Пижо, известный авторитет по вопросам детского развития, писал: «каждый раз, как мы учим ребенка чему-нибудь, мы лишаем его возможности открыть это самостоятельно».

8.

у таких детей уменьшается способность заниматься самостоятельно. Их деятельность так строго планируется за них, что сами они составлять планы не умеют. Предоставленные сами себе, они не знают, чем заняться.

9.

Как воспитать в малыше ученого?

10.

в каждом малыше кроется много маленьких ученых. Взгляните на своего, и вы увидите физика - в песочнице, ботаника, энтомолога и геолога - в парке, океанолога - на берегу моря, химика - на кухне, изобретателя - в игровой комнате, астронома - у окна: все проверяется, изучается, исследуется, сравнивается, развивается и теоретически обосновывается. И все это лишь из любви к открытиям.


К несчастью, естественная тяга к открытиям практически кончается вместе с ранним детством. Часто с началом формального научного образования дети утрачивают интерес к науке, ученый в них гибнет.


Однако возможно сохранить его на протяжении всех школьных лет, а то и на всю жизнь. Для начала попробуйте следующее.


Классифицируйте, классифицируйте, классифицируйте. Умение находить сходство и различие является фундаментальным. Малыш может отличить те деревья, которые имеют листья, от тех, у которых иголки; фрукты, у которых съедобная кожура, - от тех, которые надо чистить; средства передвижения, у которых два колеса, - от тех, у которых четыре и больше.


Откройте электричество. Понаблюдайте за явлением статического электричества. Пусть ребенок потрет шарик о ваши волосы, а затем прижмет его к стенке или причешется расческой, а потом попробует притянуть к ней маленькие кусочки бумаги.


Вырастите корни. Чтобы показать ребенку, как растут растения, заведите огород. Срежьте примерно два сантиметра с верхушки свежих овощей (морковки, сельдерея, свеклы), положите срезом вниз на мелкое блюдо, налейте немного воды, поставьте в солнечное место и посмотрите, как растут корни.


Посадите семена. Возьмите картонку из-под яиц, чтобы устроить питомник для рассады (воспользуйтесь косточками от апельсинов или других фруктов, которые съел малыш). Покажите малышу, как сажают зернышко в почву, полейте и поставьте на солнце. Вместе сопоставьте то, что помогает расти людям, а что - растениям. Если зернышки не прорастут, объясните, что иногда такое случается.


Станьте доморощенным химиком. Большинство самых интересных научных открытий можно сделать на кухне. Пусть молодой ученый смотрит (с безопасного расстояния и в вашем присутствии), как жар превращает прозрачный тягучий белок в белый и твердый. Как кусок хлеба (мягкий и светлый) превращается в хрустящий темный тост. Как воздух, во взбитых белках или густых сливках, делает их пышными. Как поднимается тесто. Как еда остывает, если на нее дуть. Как уксус, в который брошена щепотка пищевой соды (для пущего эффекта можно добавить кристаллик пищевого красителя), заставляет тесто для булочек взрываться «вулканом». Как исчезают вводе кристаллы сахара или соли. Как изюминки «танцуют» на пузырьках в стакане с газированной водой.


Снова изобретите колесо. Что еще катится, кроме колес? Пусть малыш поэкспериментирует с яблоком, кубиком, круглым камешком и камешком, который не круглый, валиком с бумажными полотенцами, коркой, книгой, пустой пластиковой бутылкой. Обсудите, что общего у предметов, которые могут катиться.


Магнетизм. Пусть малыш походит по дому с большим магнитом (под присмотром) и проверит, что к нему притягивается, а что нет.


Знакомство с массой. Выберите три предмета примерно одинакового размера (например, перо, ложку, банан), и пусть ребенок на собственной руке определит, какой из них самый легкий, тяжелый и средней тяжести.

Популярные сообщения из этого блога

Рождение ребенка: первый год