Как найти время для общения с ребенком?

У меня нет времени



«Я много работаю. Я не так много времени провожу дама, чтобы уделить достаточное внимание своему ребенку. Надо зарабатывать деньги, потому что за все надо платить», - пожалуй, каждый из нас либо сам себе говорил такие фразы, либо разговаривал об этом с близкими ему людьми. Я соглашусь с тем, что современный ритм жизни, особенно в больших городах, действительно гарантирует нам будни (а подчас и выходные дни), весьма и весьма загруженные разнообразными заботами. Это бесспорно. Это наша реальность. В ловушку самобичевания по этой причине попадаются если не все, то значительная часть мам и пап. Ну и как же наш «жизненный опыт» и в этом вопросе «приходит нам на помощь»? Сидит потому после какого-то конфликта с ребенком искренне страдающий родитель (мама и совсем не реже - папа) и думает: «Но я же так занят. Где же мне найти время? Не могу же я бросить работу. Вот если бы я мог больше времени уделять ребенку, тогда бы...». Привыкание к мысли о том, что я, как родитель, недостаточно времени провожу с ребенком, со временем становится неотъемлемым разрушающим переживанием для многих из нас. И я считаю это переживание самой настоящей ловушкой. Это же так удобно! Недостатком времени можно оправдать в глазах кого бы то ни было (да и в своих собственных глазах) многие аспекты своей жизни. Да что там скрывать - почти все на свете можно оправдать отговорками: «Я не успел. У меня не хватило времени. У меня сейчас другие планы»... А в душе сначала время от времени, потом вес чаще и громче звонит тревожный сигнал - личные страдания при этом могут оставаться очень сильными и длятся годами. При всем этом, я не поленюсь повториться, - это ловушка!


В какой книге, каком журнале или телепередаче ты видел четкое, однозначное (числами отображенное) указание на то, сколько времени ты обязан проводить со своим ребенком? Кто и как может измерить взаимную потребность ребенка и родителя друг в друге? Неоспоримым остается лишь тот факт, что эта потребность явная, что она взаимная и что она действительно существует. В этом состоит правда. Тогда каков выход из ловушки «У меня нет времени»?


Выход в качестве того, как именно ты проводишь доступное тебе время с ребенком. Если, придя домой после трудного дня, ты в первую очередь расходуешь себя на приготовление ужина, просмотр новостей по телевизору или иные процессы, не связанные напрямую с личностью твоего ребенка, то не составляет труда предугадать, как день за днем пролетает твое время в кругу семьи. В центре твоего внимания твои заботы, обязанности, стремления, и где-то рядом расположено докучающее твоим планам существо - твой ребенок. А если делать по-другому?


Софии шесть лет. Ее мама работает в банке и потому занята шесть дней в неделю с 8.30 до 19.30 (хотя в субботу рабочий день у нее короче, чем в будние дни). Обычно «рабочий» день Софии протекает в детском саду. Куда ее отводит, а потом откуда ее забирает бабушка (свекровь). Обычно после возвращения домой мама провожала свекровь и после короткого ужина начинался ее ежедневный кошмар. София только со скандалом собирала свои игрушки, не хотела идти мыться, потом, в лучшем случае, вяло готовилась ко сну и долго-долго засыпала, прося продолжать читать ей сказку за сказкой. В выходные дни было не намного лучше. Капризность и несговорчивость дочери мама уже давно стала склонна приписывать своему долгому отсутствию дома. Ее очень мучило то, как проходит ее общение с дочерью.


Сегодня пятница и мама пришла домой около восьми вечера. Она очень устала. По большому счету все, чего ей сейчас хочется, - это набрать горячую ванну и побыть одной в тишине хотя бы десять минут.


София: Мама, смотри, этот жилет для Веры (любимой куклы) я сама пошила.


Мама: Ух какой яркий. Можно, я посмотрю повнимательнее, что это за жилет такой получился.


Мама садится в кресло, София моментально забирается к ней на колени.


София: Примерку я делала с бабушкой. Вере новый жилет очень понравился, а тебе он нравится? Ты хочешь себе такой?


Мама: Жилет восхитительный! Ты даже кнопки пришила. Это же просто коллекционная вещь!


София: Какая вещь?


Мама: Коллекционная. Настоящие модельеры умеют шить сразу несколько видов одежды. Это и называется коллекция одежды.


София: Я тоже модельер. Ты сможешь со мной сшить коллекцию?


Мама: Да, давай для Веры придумаем целый гардероб. И вместе его сделаем.


София (радостно): Давай! Давай! Давай!


Мама: Как насчет того, чтобы в субботу пойти в магазин и выбрать там такие ткани, чтобы Вере понравились.


София (недоумевая): В субботу? Давай сейчас шить коллекцию.


Мама: Видишь ли, сейчас я предпочитаю вместе с тобой померить уже готовый жилет на Веру. И потом, купить ткань в данную минуту уже не получится - магазины закрыты.


София помчалась за куклой. Еще минут пять мама с дочерью вели примерку, после чего совершенно спокойно поужинали и отправились в ванную комнату. В этот вечер София заснула, вполне одобрив решение мамы прочитать только одну сказку. А на следующий день, дождавшись прихода мамы с работы, София вместе с ней отправилась в магазин тканей. Она была в восторге от того, что смогла выбирать не только материю, а еще и подходящие к ней нитки.


Чудо ли произошло? Нет, не чудо. Просто мама Софии стала по-иному использовать то время, что в действительности была способна выделить для дочери в этот раз. Искреннее, доказательное общение родителя с девочкой оказалось вполне достаточным для того, чтобы подтвердить ребенку: ты важна для мамы, мама любит тебя, маме интересно то, что ты делаешь, и мама готова делать это вместе с тобой. К тому же, маме Софии удалось распространить свое участие в жизни дочери за пределы одного вечера. За несколько минут она сформировала целое направление, которое они смогут совместно реализовывать не один вечер. Своим полноценным, по-настоящему заинтересованным поведением мама смогла дать дочери так необходимые сигналы внимания, заботы и любви.


Вот почему, говоря с тобой о качестве взаимоотношений между родителем и ребенком, я считаю, что и в твоей жизни они смогут быть замечательным выходом из ловушки «У меня нет времени». Те минуты, что ты сможешь находить для личных отношений с ребенком, следует наполнить содержанием. Дети ждут этого, они в этом нуждаются: чтобы родитель не отвлекался, когда на повестке дня нечто столь важное (значимое) для ребенка; чтобы родитель был непосредственным участником того процесса, что ребенок организовал. Настроившись, хотя бы в минуты непосредственного общения, на волну, резонирующую душевному состоянию ребенка, мама и папа смогут формировать и сохранять в дальнейшем свои индивидуальные, не похожие ни на какие другие формы взаимоотношений со своим ребенком.


Да, никто, кроме тебя, не сделает те дела, которые являются именно твоей обязанностью в повседневной жизни. Те дела, что ты делал и до того как в твоей семье сначала появились, а потом и подросли дети. Но при этом и никто кроме тебя не способен дать твоим детям то море ощущений и положительных эмоций, которое несет в себе заинтересованное, познавательное общение между родителем и ребенком.

Популярные сообщения из этого блога

Рождение ребенка: первый год