Как вести себя с ребенком во время кризиса трех лет?

Ситуация



Трехлетняя Ксюша с мамой в «Детском мире» - пришли купить девочке туфельки. Ксюша увидела прилавок с игрушками и схватила большую красивую куклу. Мама попыталась поставить куклу на место - сегодня такая покупка в ее планы не входит. Ксюша не отдает куклу, плачет, кричит: «Моя кукла, отдай, плохая мама!»


Все уговоры напрасны - девочка только громче плачет и привлекает внимание продавщиц и других покупателей. Все наперебой советуют маме, что делать: умыть холодной водичкой, купить злосчастную куклу, наказать ребенка... Мама в растерянности: до сих пор девочка никогда себя так не вела, была послушной и спокойной.


Как бы ни были озадачены родители подобными изменениями в своем ребенке, не стоит их пугаться. Подобное поведение всего лишь говорит о том, что в его психике сложились возрастные предпосылки для дальнейшего развития личности. А вот внешняя бесконфликтность этого возраста, создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой. Возможно, это свидетельство того, что развитие ребенка не совсем гармонично.


Но что действительно опасно, так это непонимание кризиса со стороны родителей. Иногда они стремятся жестко пресекать «плохое поведение» ребенка, наказывают его за малейшие проявления непослушания, спорят в его присутствии о методах решения той или иной воспитательной проблемы.


Лучшее, что могут сделать в этот период родители, - это помочь ребенку преодолеть кризис, не закрепив в его характере негативных качеств, но формируя положительные. Ведь упрямство, к примеру, это крайняя форма проявления воли, а воля - жизненно необходимое для человека качество. Положительная сторона капризности - это демонстрация собственной личности, ощущение своего «я». Эгоизм в здоровом виде - это чувство само ценности, которое необходимо каждому человеку. А агрессивность - это не только стремление нападать, но и крайняя форма самозащиты.


Что же делать в ситуации, когда ребенок капризничает, упрямится, не слушается? Самое лучшее - отвлечь его внимание, переключив на другой объект: «Ой, какая собачка смешная побежала!», «Вот самолет летит, сейчас мы с Мишей сядем в самолет вместе с летчиком и полетим!» и т.д.


Наиболее эффективный способ в подобных ситуациях - ролевая игра. Она требует от родителей некоторой изобретательности, но в принципе ничего сложного в этом нет. Капризы и непослушание ребенок легко забывает, если его включить в новую реальность игры. Вспомните, как решает эту задачу герой фильма «Джентльмены удачи» - талантливый заведующий детским садиком, - когда дети отказываются завтракать. Совершенно серьезным тоном, с обычной интонацией он говорит: «Сегодня завтрак отменяется! Сегодня мы полетим в космическом корабле. Взяли в руки космические ложки, едим космическую кашу!» Конечно, дети понимают, что это игра, но охотно включаются - ведь это ново и интересно.


В случае с Ксюшей мама могла бы, к примеру, согласиться с выбором девочки, похвалить красивую куклу, полюбоваться ею. А затем предложить игру: кукла разговаривает с Ксюшей, просит не забирать ее, потому что у нее в магазине много друзей и сегодня у одной из подружек день рождения. Все куколки приглашены на чай, и она тоже. А вот позже, в другой раз, она обязательно придет в гости к Ксюше и расскажет ей, как прошел день рождения. Роли в игре мама может придумать сама, а может попросить сделать это девочку.


Если взрослые в этот период понимают новые потребности ребенка, считаются с ними, то кризис проходит довольно мягко - и ребенок выходит из него повзрослевшим и готовым к сотрудничеству. Но в этот период некоторые родители допускают две серьезные ошибки. Они либо выбирают соглашательское поведение, во всем поддаются нажиму со-, стороны ребенка - ради собственного спокойствия. Либо, наоборот, «закручивают гайки», то есть строже требуют выполнения требований. Если в арсенале воспитательных мер родителей лишь жесткость (ты должен, я сказал - тебе придется это сделать и т.п.), то ребенок будет протестовать доступными ему средствами. То есть капризами, упрямством, плачем, истерикой.


Если кризис продолжается и после 4 лет и ребенок по-прежнему часто упрямится и капризничает, то, возможно, он просто понял, что это отличный способ манипулирования родителями. По данным психологических исследований, кризис трех лет конструктивно разрешается у 94 - 95% детей. Но у 5 - 6% он, к сожалению, заканчивается неконструктивно: они нередко уходят «в себя». Не выстроенные в этот период отношения потом «выстреливают» в их дальнейшей жизни. У таких детей нередко развивается аутизм и другие психологические отклонения. В таких случаях необходима консультация специалиста.

Популярные сообщения из этого блога

Рождение ребенка: первый год