Как научить ребенка определять границы дозволенного?
С чего же нужно начать? С установления «оград», осязаемых и понятных ребенку. Маленький ребенок – «ограда» высокая и плотная. Постарше – «заборчик» пониже и пореже. Чем взрослее становится ребенок, тем быстрее тают видимые «ограды», потому что он уже сам способен определять границы дозволенного и последствия свершившегося.
Безусловные запреты
Первые «ограды» – безусловные запреты – устанавливаются нами ради безопасности самого ребенка. Чтобы ребенок их усвоил, требуется многократное повторение и подкрепление строгой интонацией и выражением лица: нельзя трогать провод – будет очень больно; нельзя разбрасывать игрушки – старенькая бабушка может споткнуться и упасть.
Поскольку нарушение этих запретов опасно для жизни и здоровья, родители должны найти такие меры убеждения, которые сделали бы невозможным повторение инцидента и помогли развитию самоконтроля у ребенка. Если игрушки не убираются в специальный ящик, значит, в один невеселый день исчезнут на время. Ребенок ощутит чувство потери и в следующий раз, вспомнив о пережитом, уберет их в ящик. Самое главное, вам нужно набраться терпения и понимать, что даже взрослые ищут компромисс, зная про «нельзя». Чего же требовать от маленького ребенка?
Когда ваш ребенок станет старше, можно использовать метод доведения до конечного результата последствий поведения или поступка. Ты не моешь за собой посуду? В один прекрасный день вся посуда окажется в раковине и тебе не во что будет налить молока. Таким образом, последовательное соблюдение установленных в доме правил развивает в детях чувство внутреннего самоконтроля.
Устная договоренность
Далее приходит время установления таких «оград», как устная договоренность. Если ребенок нарушает свои обещания, он должен понимать, что ответственность за это лежит на нем. Он может исправить свою ошибку, но не из страха наказания, а чтобы сохранить отношения, которые для него важны. Иными словами, родители, четко придерживающиеся определенной линии поведения в отношении дозволенного и неприемлемого поведения, тем самым воспитывают в ребенке понимание необходимости следовать определенным правилам – для его же блага. Например, ребенок знает, что нельзя оставлять обувь грязной, но периодически забывает ее почистить. Последствия: высохшая грязь на туфлях, которые уже нет времени чистить перед школой. Замечание мамы или папы. Ему совсем не безразлично, как посмотрят на его грязную обувь сверстники, и в следующий раз он обязательно ее почистит. Такого поведения от ребенка нельзя ожидать до тех пор, пока у него не сформируется чувство ответственности и понимание причинно-следственных связей. А это появляется примерно в период от 8 до 10 лет.
Будем помнить, что спокойное указание на ошибки, которые не следует повторять, воспитывают в ребенке уважение к родителям и предъявляемым ими требованиям, когда дите начинает понимать справедливость этих требований и осознавать связь между своими поступками и возможными последствиями.
Примерно в это же время, даже немного раньше, вы очерчиваете круг требований, связанных с правилами гигиены, аккуратностью и выполнением домашних обязанностей. Тут все четко: чистить зубы надо, умываться надо и руки мыть после посещения туалета и перед едой тоже надо. Вещи убирать в шкаф, а не развешивать на стульях и тем более не разбрасывать по комнате, и не валяться на полу вместе с кошкой в школьной форме. И не забыть, кстати, покормить кошку: ты принес – ты и корми. Дети чувствуют себя не очень уютно, когда нет четких границ, определяющих пределы допустимого.
Как научить ребенка управлению и контролю?
У меня училась девочка, родители которой развелись. Это событие настолько негативно повлияло на ребенка, что она стала прогуливать занятия в школе. Поскольку раньше за ней такого не водилось, я верила ее объяснениям: ходила в поликлинику, плохо себя чувствовала. Но когда я поняла, что образовалась некая критическая масса этих прогулов, то пригласила маму в школу. Для той прогулы тоже оказались неожиданностью. Маме девочки было довольно трудно справиться с ситуацией, поскольку она работала много, а жили они с дочкой вдвоем. Но она попросила помочь ей соседку, подругу и дедушку по линии бывшего мужа, а потом подключила и его самого.
В течение недели они контролировали по очереди посещение девочкой школы. Когда та поняла, что взрослые настроены решительно и даже составили график дежурств, чтобы контролировать ее учебу, она сдалась и вернулась в прежнюю колею.