Почему нельзя заставить ребенка сделать то, что он не хочет?
Каждый человек должен понять одну вещь, которая сильно облегчит его отношения с окружающими. Никто не может заставить другого выполнять что-то против его воли (мы сейчас не берем в расчет методы устрашения). Это справедливо для любого человека, но вдвойне справедливо по отношению к детям. Нельзя заставить ребенка сделать то, что он делать не хочет. Предоставьте ребенку выбор слушаться или нет. Все, что мы можем, - предложить ребенку выбор, который состоит в том, чтобы:
а) выполнить просьбу взрослого и получить поощрение,
б) согласиться на те неприятные последствия, которые неизбежно вытекают из невыполнения.
Наша цель состоит в том, чтобы объяснить ребенку, что выбор «а» гораздо приятнее и полезнее для него, чем выбор «б». Чем более логичны и закономерны будут последствия в обоих случаях, тем лучше запомнится этот урок. Про поощрения (которые являются последствиями выбора «а») мы говорили с вами выше. Каковы же должны быть логичные последствия выбора «б», то есть непослушания? Я приведу несколько хороших примеров.
Воспитательные меры
Если ребенок за обедом капризничает и отказывается от еды, нужно убрать тарелку, вывести его из-за стола и больше не давать ему никакой еды (включая печенье, конфеты, сок и т. д.) до следующего приема пищи. Конечно, через некоторое время ребенок проголодается и станет просить поесть, но вы должны объяснить ему, что есть надо за завтраком, обедом и ужином. Если он будет хорошо кушать в положенное время, он сможет рассчитывать и на какие-то лакомства и между приемами пищи; но, коль скоро он не ест тогда, когда надо, значит, он не будет получать и дополнительную еду.
Если ребенок пропускает школу под видом болезни, то он должен оставаться в постели весь день (он же «больной»!). Даже если спустя какое-то время он будет говорить, что ему «уже лучше» и можно пойти поиграть, вы все равно будете настаивать на том, что ему нужен постельный режим. Пусть поймет, что болезнь - это не забава.
Если ребенок пришел с прогулки на час позже, чем было условлено, то на следующий день он должен прийти на час раньше. Если же, несмотря на ваши предупреждения, опоздания повторяются, значит, в какой-то из дней он не пойдет гулять вообще, так как «прогулял» все эти часы в предыдущие дни. Это научит ребенка приходить вовремя.
Если ребенок устроил дома беспорядок, он должен убрать это прежде, чем отправится гулять или сядет ужинать. Это научит его не разбрасывать вещи.
Если ребенок во время игры ведет себя агрессивно, отнимает игрушки у других детей и лезет в драку, то взрослый сразу же прекращает игру и уводит его с площадки. Ребенок должен понимать, что во время игры нужно вести себя вежливо.
Если, готовясь ко сну, ребенок слишком много времени тратит на убирание игрушек, ежевечерний туалет, то есть оттягивает время, когда надо идти в постель, то взрослый не рассказывает ему сказку на ночь. Это научит ребенка готовиться ко сну быстро.
Если ребенок отказывается вставать утром в положенное время, то он будет ложиться спать на час раньше. Это приучит его вставать вовремя.
Все эти воспитательные меры работают лучше всего, если взрослый заранее предложит ребенку выбор «или-или». Более того - все это должно быть продумано и оговорено заранее, чтобы ребенок был подготовлен к подобному развитию событий. Особенно если вы знаете, что он склонен к неправильному поведению. Например, когда настанет пора готовиться ко сну, вы можете сказать так: «Не забудь, что через 10 минут тебе нужно быть в постели. Если провозишься дольше, сказка отменяется, так что выбирай сам». В том случае, когда надо действовать незамедлительно (например, ребенок дерется во время игры), этот метод тоже работает. Вам нужно подойти и сказать: «Или ты успокоишься и продолжишь игру, или мы уходим отсюда. Выбирай».