Заторможенное речевое развитие у малышей
Нас волнует, что малышка пользуется всего несколькими словами. Большинство ее сверстников говорят гораздо лучше.
Все дети осваивают речь в одном порядке: первые слова, затем словосочетания и наконец фразы. В остальном развитие речи у каждого ребенка уникально и полностью зависит от его «внутреннего расписания»: оно может ускорить, а может и замедлить этот процесс. Именно поэтому сравнения с другими детьми того же возраста (и даже с вашей девочкой, какой она была шесть месяцев назад) могут ввести вас в заблуждение. Если ребенок первый в группе стал произносить слова, совсем не обязательно, что он первым свяжет их в предложения. На самом деле малыш, который начал говорить позже, быстрее осваивает речь.
Бывает, что дети, которые очень рано овладевают физическими навыками (ползать, ходить, прыгать, кидать мяч), говорить начинают позже. Они тратят на физические упражнения столько энергии и внимания, что их почти не остается на развитие речи. Подавить овладение речевыми навыками может также отсутствие стимула (или, наоборот, слишком интенсивное стимулирование). Так, например, родители, стремясь сделать как можно лучше, торопятся удовлетворить любое желание малыша, прежде чем он выскажет его.
Многие дети на девятнадцатом месяце пользуются двумя десятками слов; но некоторые, подобно вашей девочке, только начинают разговаривать. Большинство из таких «запоздавших» быстро осваивают речь, накапливая обширный словарный запас в течение следующих нескольких месяцев, другие же откладывают это до двухлетнего возраста, а до тех пор предпочитают общаться с помощью иных приемов.
Тем не менее, чтобы убедиться, что ничего более серьезного, чем временная задержка, не произошло, понаблюдайте за тем, как малышка откликается на вашу речь. Понимает ли она вопросы («ты хочешь пить?»), выполняет ли простейшие просьбы («пожалуйста, положи эту книжку на место»), откликается ли на заявления («сейчас мы пойдем спать!»)? Проследите также за ее способностью к общению без слов (например, показывать), когда ей хочется есть, получить игрушку, до которой она не может добраться, включить телевизор, избавиться от мокрого подгузника. Если она понимает, что ей говорят, и способна выражать свои желания и просьбы (пусть и без слов), вам не стоит тревожиться по поводу ее речи.
Любыми сомнениями поделитесь с доктором. Возможно, он порекомендует проверить слух и обследоваться у логопеда. Если в результате тестов будут выявлены проблемы со слухом или значительная задержка речевого развития, необходимо как можно скорее начать с малышкой занятия, развивающие речь. Это поможет избежать удара по самоуважению ребенка и предотвратит проблемы, которые в ином случае возникнут к тому времени, когда девочка пойдет в школу.
Я заметила, что большинство малышей в игровой группе, которую посещает мой сын, уже строят фразы, у моего мальчика вполне достаточный словарный запас - около ста слов, однако он, как правило, произносит только одно слово и редко фразу из двух слов. Стоит ли беспокоиться из-за того, что он до сих пор не говорит предложения?
Совершенно не стоит. Развитие речи у вашего сына не только не отстает от нормы, но даже слегка опережает ее. Некоторые дети его возраста еще только произносят первые слова, а у большинства словарный запас состоит всего из двух дюжин слов. И лишь очень немногие начинают говорить полными предложениями. Основная масса малышей составляет из слов осмысленные фразы не раньше, чем к своему второму дню рождения. Как правило, первыми звучат короткие фразы из двух слов типа «вон там», «дай мне» или «еще молока». Затем следуют простые предложения с подлежащим и сказуемым, например: «шарик ушел», «папа дал», «маша хочет пить». Более сложные фразы появляются только к концу второго года жизни.
А пока в разговорах с сыном откажитесь от «детского» языка. Развивайте у малыша умение составлять предложения. Обращаясь к нему, стройте из одного его слова фразы и предложения. Например, если малыш говорит «печенье», отвечайте: «ты хочешь печенья? Вот оно, возьми». Задавайте ему вопросы, на которые нельзя ответить простым «да» или «нет» («где книжка?», «во что ты играешь?»). Читайте ребенку простые стихи. Когда он прослушает стихотворение несколько раз, пусть договаривает конец фразы вместо вас. Затем попросите малыша договорить два-три слова до конца каждой строчки, и наконец всю последнюю строчку.
Однако будьте осторожны: не внушите ненароком ребенку, что его неумение вести разговор, как это делают взрослые, является недостатком. Если вы будете заставлять малыша быстрее осваивать речь, это не только не пойдет ему на пользу, но может сильно навредить. Ребенок, на которого оказывают давление, скорее всего просто не станет делать то, что его заставляют. Лучше успокойтесь и наслаждайтесь общением с ребенком. Вы даже не заметите, как он начнет вам отвечать.