Основные вопросы наказания детей
Чего мы достигаем, наказывая ребенка?
Конечно, мы добиваемся не удовлетворения своих амбиций, не мести, а того, чтобы он стал вести себя по-другому. Поэтому важно быть последовательным и спокойным.
Иногда ребенок так достает, что я не выдерживаю, начинаю кричать на него. Допустимо ли это?
Безусловно, лучше, если родитель сохраняет спокойствие. Однозначно нельзя использовать оскорбительные выражения, унижать ребенка. Повышение голоса - это значимая санкция, если вы не кричите постоянно. Хуже, если вы постоянно кричите на ребенка - со временем он перестанет реагировать на ваш крик. И усвоит этот стиль во взаимоотношениях как норму.
Я стараюсь никогда не наказывать детей физически. Но, не скрою, пару раз срывалась и била старшую дочь за серьезные проступки. Как мне загладить свою ошибку?
Терпения хватает далеко не всегда. Когда родитель срывается, дети воспринимают это тяжело. Битье в таких обстоятельствах демонстрирует слабость. И это значит, что родителями был упущен момент для более культурного вмешательства. Но спонтанное физическое наказание менее значимо для ребенка, чем изощренное психологическое насилие, когда родители целыми днями не разговаривают с ним, демонстрируя отчужденность и неприятие.
В нашей семье я выполняю роли прокурора и судьи одновременно - выясняю, чем провинился ребенок, и наказываю. Зато бабушка всегда в роли адвоката - жалеет и сопереживает, стремится загладить наказание лакомством или подарком. В результате возникают серьезные противоречия. Кто из нас прав?
Система требований к ребенку в семье должна быть единой, а вот психологические роли могут быть разными. Ребенок должен знать, что если он совершил серьезный проступок, поддержки от любимой бабушки ему тоже не будет. Но можно использовать эти роли и для разъяснения наказания. Скажем, если имела место резкость мамы, расстроенной проступком ребенка, то бабушка может спокойно разъяснить, почему мама так остро отреагировала.
Жена передоверила мне роль «палача» - сама не наказывает детей за проступки, пугая их словами: «Вот папа придет с работы, накажет вас». Мне эта роль совсем не нравится. Как быть?
Вряд ли папа должен быть Великим инквизитором в семье, но надо учитывать, что в нашем обществе позиция отца - особая. Он остается той инстанцией, которая может принять на себя ответственность за все, в том числе и за оценку таких ситуаций. Но при этом мама и бабушка все равно не должны игнорировать проступки детей.
Всегда ли ребенок должен просить прощения, чтобы завершить конфликт?
Это совершенно не обязательно. Огромное количество факторов создают уникальность ситуации в каждой семье. Какой-то формат это предполагает, а какой-то нет. Если ребенок и так искренне переживает случившееся, можно обойтись и без наказания.
Но если не научить его просить прощения, он никогда и не будет извиняться?
Если проступок совершен не в отношении вас, лучше посоветовать ему извиниться перед тем, кого обидел. В отношении вас это не обязательно. А научить ребенка извиняться можно только личным примером - если в вашей семье принято извиняться перед ним, признавать свою вину и ошибку.
Не унизит ли родителей, если они сами извинятся перед ребенком?
Если вы хотите научить ребенка справедливости и честности в отношениях, то никакое извинение вас не унизит. К тому же такого рода откровенность оценивается детьми намного выше, чем пребывание родителей на пьедестале.
Нужно ли наказывать сразу после проступка или лучше переждать, пока успокоишься сам?
Чем ближе по времени проступок и наказание, тем лучше, если вы держите себя в руках. Если вы держать себя в руках не в состоянии, то стоит подождать. Некоторые психологи советуют родителям излить свой гнев вдали от ребенка - например, уйти в спальню и побить кулаками подушку. И лишь после этого применять «санкции» к виновнику.